- Методика проведения лабораторно-экспериментальных работ по получению отпечатков контакта железнодорожного колеса с элементами стрелочных переводов
- Получение и анализ контактных отпечатков для острякового рельса
- Анализ контактных отпечатков по нагрузке и геометрии сечения.
- Расчёт напряжений и деформаций в контактной зоне острякового рельса по опытным площадкам контакта с учётом пластичности
- Получение, анализ контактных отпечатков и расчёт напряжённо- деформированного состояния крестовины с учётом пластичности
- Выводы
- Список литературы
Цикл статей:
Глава 1 — Ресурс основных элементов стрелочных переводов типов р50 и р65 марок 1/9 и 1/11 при обращении вагонов с нагрузкой от оси 250 — 300 кн
Глава 2 — Остаточные деформации металлических элементов стрелочных переводов и их эксплуатационный ресурс
Глава 3 — Динамические испытания на путях промышленного полигона
Глава 4 — Состояние и перспективы расчёта контактной задачи «колесо-рельс»
Глава 5 — Численные методы решения контактной задачи в зонах перекатывания стрелочных переводов
Глава 6 — Применение контактных отпечатков к определению напряжённо-деформированного состояния контактной зоны конструкций с учётом пластичности и близости боковых граней элементов
Глава 7 — Определение экономической эффективности предложений по увеличению эксплуатационного ресурса
Методика проведения лабораторно-экспериментальных работ по получению отпечатков контакта железнодорожного колеса с элементами стрелочных переводов
Обработка и накопление экспериментальных данных по контактным отпечаткам — важная составляющая определения напряжённо-деформированного состояния контактной зоны [15,27,71]. Известны контактомеры в виде магнитофонной или ацетатной ленты В.В.Богословского, медной ленты, листа ватмана или люмо- генных покрытий колеса АХШафрановского, но они определяют только ширину контактного следа при движении или требуют сложного оборудования для обработки (прецизионного сферометра, фотосъёмки в ультрафиолетовых лучах).
Для получения замкнутого контактного отпечатка используется метод статического загружения с подкладкой копировальной и фотобумаги. Работы проводились в рельсовой лаборатории ПГУПСа на гидравлическом прессе АрМЗ, реализующем нагрузку до 2000 т (рис.6.1). Сверху на подвижной раме закреплён сектор с радиусом R=0,6 м, соответствующий локомотивному колесу без реборды. Для моделирования вагонного колеса имеется вставной отрезок бандажа с R=0,475m и коничностью 1:20. Аналогичное оборудование есть и на базе ВНИИЖТа, но оно не приспособлено для высоких нагрузок.
Экспериментальный материал представляет собой части прямого остряка типа ОР65 и отрезок крестовины марки 1/9. Для уменьшения погрешностей из-за микронеровностей в опытной зоне контакта был в основном удалён коррозионный налёт. Остряковый рельс изготовлен и закалён на Новосибирском СЗ, имеет наработку 4,6 млн.т брутто на космодроме Байконур в течение 20 лет, в том числе под нагрузкой 800 кН/ось, с заметным износом поверхности. В 1989 году прошёл испытания на пульсаторе, разделён на отрезки по 50-55 см. Вырезанная автогеном часть крестовины в зоне перекатывания доставлена из ПЧ-17 Окт.ж.д. Крестовина была изготовлена Муромским СЗ, пролежала на приёмо-отправочных путях ст. Зеленогорск 25 лет и имеет смятие сердечника.
Пропущенный тоннаж составил около 50 млн.т брутто при средней осевой нагрузке 16 т/ось, максимальной (вагоны с прокатом) — 22 т/ось.
На плите гидроцилиндра произведено более 110 статических загружений остряка в сечениях 23,37,73 мм и крестовины непосредственно от сектора и через бандаж с копировальной бумагой на контакте при нагрузке 1-5-10-15-20-25- 30 т, повышенная величина которой соответствует вероятной динамической силе. Контактные следы перенесены на обычную бумагу — рис.6.3 и 6.26. Также выполнено 10 загружений остряка в сечении 23 мм с установкой по концам отрезка металлических подкладок, иммитирующих опирание на брусья.
12 загружений остряка в сечениях 23 и 73 мм силой Р=1-20 т через отрезок бандажа проводились в темноте и фиксировались подкладкой фотобумаги. После засветки, снятия нагрузки в темноте и обработки проявилась картина и особенности контактного пятна (рис.б.Зв).
В опытах с крестовиной для анализа изменений контактных площадок в продольном направлении она сдвигалась, отпечатки снимались в сечениях 2040 мм по сердечнику и напротив сечений 20 мм — математический центр по усови- ку. Отрезки острякового рельса и крестовины с нанесёнными отметками сечений представлены на фотографиях рис.6.2.
Для расчёта контактных напряжений на торцах отрезков остряка и крестовины сняты поперечные профили. Методом хорд установлены реальные радиусы закруглений на поверхности катания (рис.6.4). В узких сечениях они оказались меньше, а в полном — больше, чем проекшые, что связано с влиянием поперечного профиля банд ажа колёс. Данные по опытным контактным отпечаткам были систематизированы для дальнейшего расчёт напряжений в виде таблиц параметров площадок (табп.6.1,6.18).
Получение и анализ контактных отпечатков для острякового рельса
Обработка данных по поперечным сечениям остряка.
Обработка данных по контактным площадкам.
Вычисление опытных и теоретических параметров.
Расчёты напряжений по опытным контактным площадкам и теории Герца- Беляева со сравнением результатов представлены в табл.6.1. Подуклонка сектора пресса нулевая, а по отрезку вагонного бандажа — 1/20. Теоретический расчёт выполнен для локомотивного (сектор, 11=0,6 м) и вагонного колёс (бандаж, =0,475 м) при средних измеренных радиусах поверхности катания остряка 70 мм (сечения 15-38 мм) и 450 мм (полное сечение).
Предварительно приняты следующие значения :
Общий анализ контактных площадок.
Несмотря на погрешности на бумаге (пятна, тёмный фон, смятие с концентрическими кругами, неровные края), удалось получить отчётливые отпечатки контакта, оказавшиеся больше расчётных в 1,5-4,5 раза, особенно при нагрузках 15 т от колеса. Это связано с микронеровностями на поверхности катания, проявляющимися при малых нагрузках по всей площадке, чаще — в полном сечении. При повышении нагрузки сказываются прогибы элементов под нагрузкой — «сближение цилиндров»(4.5), и пластические деформации.
Несоответствия величин эксцентриситета опытных и теоретических эллипсов объясняются отсутствием учёта реального поперечного радиуса колеса и преобладанием пластических деформаций в поперёк сечения. Для узкой части остряка с радиусами поверхности г=50-100 мм характерны очень вытянутые площадки контакта, а для полного сечения они почти круглые. В опытах с сектором площадка приближается к нерабочей грани на 3-4мм, что подтверждает необходимость поперечного уклона 1:20,1:7 по бандажу колеса.
Опыты с подкладками, имитирующими брусья, показали, что при дополнительном прогибе под нагрузкой пятна контакта увеличиваются в среднем на 10% , соответственно уменьшая величину напряжений по эллипсу контакта.
Для корректировки контактных напряжений с помощью коэффициента кф критерий изношенности элемента недостаточен, целесообразно учитывать также уровень нагрузки (больше Р — меньше влияние микронеровностей), радиусы соприкасающихся тел (меньше радиус — больше возможностей для пластических деформаций) и близость боковых граней. В целом значения кф в зависимости от сечения должны быть увеличены : кф=2,5-7 при Р=1-10т, кф=2-5 при Р=15-30 т для г=50-500 мм, что справедливо и для обычных рельсов.
Общая тенденция связана с последовательным возрастанием напряжений до 1879 МПа при росте нагрузки до 30 т с одновременным уменьшением интенсивности их увеличения, а также со снижением величин р0 к полному сечению. Давления рОтеор.=3000-4500МПа нереальны, за счёт пластичности происходит упрочнение и перераспределение напряжений. Опытные значения р0 позволяют уточнил, разрушающие касательные напряжения по теории Герца-Беляева тэкв.тах«0,65ро. В 2-4 раза меньший уровень напряжений по экспериментальным данным указывает на важность учёта изгиба и пластических деформаций элементов перевода. Для фиксации контактных площадок предпочтительнее использование копировальной бумаги ввиду её малой толщины и достаточной чёткости границ.
Сравнивая экспериментальные данные с расчётом в IV главе, где учтены коэффициенты проф.В.Ф.Яковлева [137], получаем их хорошее соответствие, особенно для нагрузок с минимумом пластических деформаций 1-15 т. В сечениях 23 и 37 мм приближение края при нагрузках 10-30 т ведёт к росту тзкв.тах>0,65р() и выходу этой точки к поверхности — го/а<0,3.
Дополнительно для дальнейших расчётов контактных напряжений по данным обмера полуоси эллипса а рассчитана величина, названная смятием: аоб. (рис.6.5):
Распределение параметров контактных площадок вдоль острякового рельса представлено на рие.6.9-15. В сечениях 37-23 мм, особенно при повышении нагрузки, быстро увеличивается большая полуось эллипса контакта, что связано с уменьшением несущей способности при сужении элемента. Малая полуось возрастает к полному сечению в соответствии с ростом радиуса поверхности остряка и его ширины. Величина эксцентриситета контактного эллипса уменьшается с 0,90,97 в сечении 23мм до 0,15-0,7 в полном.
Таким образом в зоне перекатывания острякового рельса при повышенных нагрузках происходят значительные остаточные деформации, приводящие к перераспределению напряжений и образованию микротрещин. Следует строю следить за возвышением остряка, не допуская перекатывания ближе к острию. Подтверждена целесообразность переноса проектной зоны перекатывания в сечения 40-50 мм, допуская там некоторое сужение колеи с обеспечением прилегания остряка к рамному рельсу.
Анализ контактных отпечатков по нагрузке и геометрии сечения.
Методики дальнейшей обработки первичных данных.
Подробный анализ отпечатков проведён по следующим методикам : 1) Подбор коэффициентов А методом наименьших квадратов согласно формулам определения размеров контактных площадок и напряжений по ним в зависимости от нагрузки, соответствующим теории Герца-Беляева :
- Сравнение контактных площадок по путевому рельсу из диссертации Ж.Ж.Момбо и полученных по остряку в данном эксперименте.
- Получение графиков параметров контактных площадок и их анализ по проявлению пластических деформаций и близости края.
Предварительно оценивается приближение края контактной площадки к боковой грани рельса В (рис.6.7).
Условный предел влияния края сечения по данным В.Ф.Яковлева [136] равен половине ширины площадки В=b. Для остряка в зоне перекатывания с малыми г часто наблюдается приближение к нерабочей боковой грани.
Определение зависимостей параметров площадок контакта от нагрузки методом наименьших квадратов.
Сопоставление контактных площадок по остряковому и
по обычному рельсам.
Сравнение данных контактных отпечатков и площадок по путевому
Графики зависимостей параметров отпечатков от нагрузки
и ширины сечения поверху.
Определение коэффициента увеличения вертикальных
деформаций Kk по отпечаткам и особенности его применения.
Расчёт напряжений и деформаций в контактной зоне острякового рельса по опытным площадкам контакта с учётом пластичности
Методика расчёта напряжённо-деформированного состояния
элементов пути по контактным площадкам.
Определение контактных напряжении и деформаций в узких сечениях
остряка по отпечаткам для нагрузок 1;5;10;15;25т от колеса с использованием условий деформации за пределами упругой работы металла.
Характеристика задачи.
Предварительный расчёт напряжённо-деформированного
состояния по методике Герца-Беляева с учётом опытных данных.
Сводка экспериментальных данных и предварительных вычислений для контактной зоны представлена в табл.6.3.
Определение и подбор корректирующих коэффициентов для острякового рельса по данным увеличения вертикальных деформаций и опытам В.Ф.Яковлева. Корректировка деформаций и напряжений в первом приближении.
Определение условного модуля деформации за пределами упругой работы Е1
Корректировка напряжённо-деформированного состояния контактной зоны остряка с учётом пластичности.
Анализ результатов расчёта.
Оценка полученного напряжённо-деформированного состояния.
Уменьшить касательную силу и снизить абразивный износ можно путём лубрикации поверхности катания вручную при текущем содержании полутвёрдой молибденовой смазкой на основе мыла, признанной наиболее перспективной в США [54,64]. Для снижения уровня динамических сил целесообразно уменьшение толщины стенок усовиков и момента инерции в вертикальной плоскости, как в облегчённой крестовине ДИИТа [129], но, во избежание трещин в подошве — при сплошном опирании литой части на лафет. Эти предложения требуют предварительной опытной проверки.
Несколько сложный экспериментально-теоретический подход позволяет уточнить состояние элемента с позиций теории пластичности и наметить меры по уменьшению остаточных деформаций, соответствующих дефектов и увеличению эксплуатационного ресурса при повышенных осевых нагрузках. Он может быть рекомецдован для прогнозирования смятия металла с учётом упрочнения и для оценки возможности развития трещин в наклёпанном слое.
Сравнение предлагаемой методики и расчётов с другими
способами расчёта напряжений и деформаций в контактной зоне.
Учёт указанных факторов позволяет приблизить картину состояния элементов к реальной и выявить, как металл воспринимает высокие осевые нагрузки. При величинах эквивалентных касательных напряжений, достигающих 1700- ЗбООМПа [21,22,23], материал контактной зоны должен был бы быстро разрушаться, но даже напряжённые элементы переводов успевают пропустить 6080 млн.т брутто без ремонта. Это может быть объяснено упрочнением металла при пластической деформации, приработкой поверхности катания и распределением давления по элементу. В процессе работы рельсовая сталь и особенно высокомарганцовистая Г13Л имеют способность к повышению предела текучести, некоторому росту модуля Юнга, а также к увеличению самого предела прочности на сжатие за счёт реструктуризации и анизотропии верхнего слоя — наклёпа. Это изменение механических характеристик до наработки 20-30 млн.т позволяет рассчитывать затем на продолжительный стабильный период работы конструкции до нормативного износа или появления выколов и выкрашиваний при «перенаклёпе».
Способ контактных отпечатков и МКЭ дополняют друг друга. Группы отпечатков позволяют получить более достоверную картину напряжений по оси OZ, в основном определяющую прочность и деформируемость контактной зоны, как с учётом пластичности, так и близости края. МКЭ [105] основан на использовании зависимостей только теории упругости — условий совместности деформаций и равновесия узлов для плоского деформированного состояния — поэтому доверять его численным результатам следует на глубину, соответствующую размерам контактной площадки, и при заведомо незначительной доле остаточных деформаций. При этом МКЭ позволяет быстро получить картину напряжений не только по оси OZ, но и по всей контактной зоне, численно установить там локальные максимумы, что важно при проектировании сечений элементов перевода из условия снижения и равномерного распределения напряжений. На поверхности контакта <тх тах,сГу max,crz max наблюдаются по обеим методикам расчёта.
На боковых гранях и на границе малой оси эллипса при несимметричности нагрузки возникают другие группы экстремальных значений, выявляемые только по МКЭ.
Для обоих методов на поверхности имеют место отношения
В тоже время по МКЭ для касательных «сдвиговых» напряжений
а по отпечаткам и МКЭ для эквивалентных напряжений отношение
По численному расчёту растяжение в поперечном направлении отмечено по боковым граням и на границе площадки у усовика, а не на поверхности отпечатка. При близости боковой грани в расчётах по методикам В.Ф.Яковлева и контактных отпечатков по вертикальной оси площадки получены два основных максимума
Возможности применения предлагаемой методики.
Получение, анализ контактных отпечатков и расчёт напряжённо- деформированного состояния крестовины с учётом пластичности
Обработка данных по поперечным сечениям крестовины.
Обработка данных по контактным площадкам.
Вычисление опытных и теоретических параметров.
Общий анализ контактных площадок.
Определение коэффициентов увеличения вертикальных деформаций кк для крестовины.
Расчёт контактной задачи для сердечника крестовины по методике Герца-Беляева-Яковлева.
Определение параметров контактной задачи.
Для расчёта напряжённо-деформированного состояния контактной области крестовины выбрано сечение сердечника 20 мм в зоне перекатывания с радиусом поверхности г=0,155 мм. Нагрузки Р=5 ; 10 ; 25 т от локомотивного колеса (сектора) с 11=0,6 м и коничносгью 1:7 по кругу катания. В целях сопоставления результатов сначала проведён расчёт по теории упругости.
Расчёт напряжений для сердечника крестовины в сечении 20 мм на нормальную нагрузку.
В результате дальнейших расчётов по формулам теории упругости (4.11) получены относительные деформации и контактные напряжения в сердечнике с учётом коэффициентов В.Ф.Яковлева.
Анализ напряжённо-деформированного состояния в контактной зоне сердечника крестовины.
Максимумы полученных по теории упругости деформаций по оси OZ наблюдаются на уровне 1 мм, а к г=8 мм они снижаются более чем наполовину. Поперечная компонента £у меняет знак на поверхности и на глубине ниже 1 мм. Продольные деформации значительны только у поверхности.
При увеличении нагрузки и приближении зоны контакта к боковым граням происходит уменьшение напряжений су на поверхности с 942 до 222 МПа и резкий рост касательной составляющей, приводящий к развитию смятия и трещин — V шкг=1219 МПа при г=0, Р=250кН, и х^шисТ 1190 МПа на уровне г^Змм. При Р>100кН максимум вертикальной компоненты получен на глубине 1мм, а на поверхности увеличение сг2 замедляется. С ростом нагрузки наибольшие напряжения Тхутах достигают 1032 МПа и смещаются вверх.
Для борьбы с наплывами и выкрашиваниями целесообразны повышение упругости конструкции для снижения силы Рдщ. за счёт прокладок, перенос проектных зон перекатывания в более широкие сечения при допустимом сужении желобов, не требующие больших затрат.
Определение контактных напряжений в узких сечениях сердечника по отпечаткам для нагрузок 5;10;25 т от колеса с использованием условий деформации за пределами упругой работы металла.
Предварительный расчет контактных напряжений по методике Герца-Беляева с учётом опытных данных.
Расчёт ведётся по опытным площадкам контакта сердечника крестовины в сечении 20 мм при радиусе поверхности г=0,155 м с локомотивным колесом (сектором пресса), имеющим 11=0,бм. Другие характеристики контакта также аналогичны расчёту по теории упругости: ф=1; Е=0,21-106МПа; у=0,28.
Определение и подбор корректирующих коэффициентов для сердечника крестовины по увеличении) вертикальных деформаций и опытам проф.В.Ф.Яковлева. Корректировка деформаций и напряжений в первом приближении.
Определение условного модуля деформации за пределами упругой работы £4.
Условный модуль деформации определяется по формуле (6.12) на уровне г=3-5мм, где его колебания минимальны . Для высокомарганцовистой стали 110Г13Л с упрочнённой в процессе эксплуатации контактной зоной твёрдость по Бринелю достигает Нв=380, величина предела текучести по формуле Л.П.Мелентьева [66]
Корректировка напряжённо-деформированного состояния контактной зоны сердечника крестовины с учётом изменения предала текучести.
Выводы
Список литературы
- Рыбкин В.В. Влияние изменения спектра осевых нагрузок на ус-талостную прочность рельсов // Исследование взаимодействия пути и подвижного состава: Сб. науч. тр. ДИИТа.- Днепропет¬ровск, 1991,- Вып.283.- с. 22-27.
- Рыбкин В.В. Учёт влияния величин динамических сил при опти¬мизации продольного профиля крестовин // Исследование взаи¬модействия пути и подвижного состава: Сб. науч. тр. ДИИТа.- Днепропетровск,1981.-Вып.215.- с. 3-7.
103 . Саверин М.М. Контактная прочность материала в условиях од-новременного действия нормальной и касательной нагру¬зок. Кн. 2,- М.:Машгиз,1946,-148 с. - Симон А.А. Вопросы продления срока службы элементов стрелоч¬ных переводов: Автореф. дисс….канд. тех. наук: 05.432,- Защищена в ЛИИЖТе 20.10.72,- Л.,1972.- 24 с.
- Система конечноэлементного анализа FEA в исследованиях нап-ряжённого состояния конструкций/ М.Б.Акимов, А.И.Боровков, Т.Е.Власова и др.// 7-ой Всесоюзный съезд по теоретической
и прикладной механике: Аннотации докладов.- М.,1991. - Смирнов М.П. Влияние индивидуальных особенностей стрелочных переводов на напряжённое состояние элементов. Допускаемые скорости движения поездов// Сб. науч. тр. ЛИИЖТа.- Л.,1963.-
Вып.211,- с. 213-262. - Смыков Е.К., Блюдзина A.JI., Якобсон С.И. Исследование экс-плуатационной стойкости новых и наплавленных высокомарганцо¬вистых крестовин и предложения по увеличению сроков их служ¬бы // Стрелочное хозяйство и бесстыковой путь: Сб. науч. тр. БелИИЖТа.- Гомель,1974,- Вып.131.- с. 8-12.
- Смыков Е.К. Исследования по повторному использованию стре¬лочных переводов и предложения по классификации их ремонтов // Вопросы пути и путевого хозяйства: Сб. науч. тр. МИИТа. — М.,1978.- Вып.607,- с. 28-33.
- Совершенствование ведения стрелочного хозяйства / В.И.Абро¬симов, С.В.Амелин, Н.Н.Елсаков и др.;Под ред. С.В.Амелина. — М. Транспорт,1983- 240 с.
- Совершенствование конструкций пути и стрелочных переводов: Сб. науч. тр./ ВНИИЖТ,- М.:ТранспортД973,- Вып.501,- 67 с.
- Создание теории расчёта элементов стрелочных переводов на прочность: Отчёт по НИР/ ЛИИЖТ; Руководитель В.Ф.Яковлев,- Тема N П-17.- Л.,1968,- 74 с.
- Соколовский В.В. Плоское равновесие пластического клина // Прикладная математика и механика: Сб. науч. тр. ин-та теорет. механики АН СССР.- М.Д950.- т.14,- Вып.4,- с. 56-62.
- Соколовский В.В. Теория пластичности.- М..Высшая шко- ла,1969.- 327 с.
- Сталь повышенной прочности для железнодорожных крестовин / С.В.Амелин, ЭЛДаниленко, Е.ИЛряхин // Вестник ВНИИЖТа.- 1979.-N3.- с. 10.
- Стимулирование ресурсосберегающих технологий // Путь и путевое хозяйство.- М.:Транспорт,1995.- N 6.- с. 6-9.
- Тарнопольский Г.А., ШклярВ.Н. О влиянии осевых нагрузок подвижного состава на срок службы рельсов // Железнодорожный путь на грузонапряжённых участках: Сб. науч. тр. НИИЖТа.- Новосибирск,1975.- Вып.163.- с. 3-7.
- Татуревич А.П., Рыбкин В.В., Ковтун П.В. Как содежатея стрелочные переводы.;Глюёзберг Б.Э. Усовершенствовать систему нормативов //
Путь и путевое хозяйство. -1991.- N 6,- с.8-10. - Тимошенко С.П. Метод исследований статических и динамических напряжений в рельсе// Статические и динамические проблемы в теории упругости: Кн.- Киев:Наукова думка,1975.- 221 с.
- Типовые технологически обоснованные нормы времени на сварочно-наплавочные работы в путевом хозяйстве
( технолого-нормировочные карты ) / ГУЛ МПС. — М.: Транспорт, 1972. - Титаренко М.И. Исследование работы стрелочных переводов типа Р75// Надёжность стрелочных переводов: Сб. науч. тр. ВНИИЖТа; Под ред. Н.Н.Путри.-М.:Транспорт,1988.- с. 51-59.
- Титаренко М.И. Стойкость крестовин при повышенных осевых нагрузках // Путь и путевое хозяйство.- 1980.- N 12,- с. 18.
- Трофимов А.Н., Агафонов Г.Ф., Данилов В.А. Результаты экс-плуатационных наблюдений за крестовинами с припуском сердеч¬ника на наклёп // Вопросы путевого хозяйства: Сб. науч. тр. ЛИИЖТа.- Л.,1975,- Вып.381.- с. 75-83.
- Трофимов А.Н., Даниленко Э.И., Агафонов Г.Ф. Вопросы совер-шенствования цельнолитой скоростной крестовины // Железнодо¬рожный путь и его содержание: Сб. науч. тр. МИИТа.- М.,1982,- Вып.698,- с. 10-14.
- Указания по содержанию стрелочных переводов и глухих пересе¬чений колеи 1520 мм / МПС СССР,- М.,1975.
- Упрочняемость сердечника крестовин энергией контактного взрыва пластифицированных взрывчатых веществ / Р.З.Кац, М.С.Михалёв, АГДаренко и др. // Тр. ЦНИИ МПС. — М.: Транспорт,1971,- Вып.431.- с. 42-47.
- Филин А.П. Прикладная механика твёрдого деформируемого тела. Т. 1. Сопротивление материалов с элементами теории сплошных сред и строительной механики.- М.:Наука,1975.- 832 с.
- Фришман М.А. и др. Исследование продольного профиля наплавленных крестовин // Сб. науч. тр. ДИИТа.- Днепропетровск,1976. — Вып.180(17). — с. 23-26.
- Фришман М.А. Как работает путь под поездами.-М.:
ТранспортД983.- 167 с. - Фришман М.А. и др. Облегчённая крестовина типа Р65 // Иссле¬дование взаимодействия пути и подвижного состава: Сб. науч. тр. ДИИТа,- Днепропетровск,1976.- Вып. 180(17).- с. 3-5.
- Шахунянц Г.М. Железнодорожный путь: Учебник для вузов ж.-д. трансп.- М. .Транспорт,1969. — 536 с.
- Шепелев В.Н. и др. Продление сроков службы железнодорожных крестовин.-М.:Трансжелдориздат,1954.- 184 с.
- Шрамм Г. Верхнее строение и содержание пути железных дорог ФРГ / Пер. с нем. — М.:Трансжелдориздат,1962. — 388 с. — Библиогр. с. 362-385.
- ШтаерманИЛ. Контактная задача теории упругости,- М.:Гос. изд-во технико-теорет. лит.,1949,- 243 с.
- Чирков Н.С. Рельсы при повышенных осевых нагрузках // Путь и путевое хозяйство.- 1989,- N 8.- с. 15-16.
- Эксплуатационная стойкость и особенности разрушения наплав¬ленных высокомарганцовистых крестовин / А Н.Быков, В.И.Вла¬сов, Л.Г.Горстко, В.Г.Солодкова // Вестник ВНИИЖТа.-1972.- N7.-c. 11.
- Яковлев В.Ф. Измерение деформаций и напряжений деталей ма¬шин.- 2 изд.- М.:Гос. науч.-тех. изд-во машиностроительной лит.,1963.- 192 е.
- Яковлев В.Ф. Исследование сшг взаимодействия, деформаций и напряжений в зоне контакта железнодорожных колёс и рельсов: Дис….д-ра тех. наук.-Защищена в ЛИИЖТе в 1965 году.- Л.,1964,- 377 е.- Библиогр.: с. 364-377(222 назв.).
- Яковлев В.Ф. К вопросу о выборе геометрических параметров стрелочных переводов // Исследование напряжённого состояния пути и стрелочных переводов промышленных железных дорог: Сб. науч. тр. ЛИИЖТа.- Л.,1975.- Вып.380.- с. 63.
- Яковлев В.Ф., Козловский М.Ю., Шаройко A.B. Стрелочные пере¬воды для промышленного транспорта // Путь и путевое хозяйство.-1990 — N 7 — с. 20-22.
- Яковлев В.Ф. О нормах износа стрелочных переводов промышлен¬ных железных дорог // Вопросы работы промышленного желенодо- рожного транспорта: Сб. науч. тр. ЛИИЖТа.- JI.,1980.- с. 7-11.